На сайте вы найдете полезную и интересную информацию о городе Киев, большой выбор ресторанов, музеев, новостроек и интересных мест где провести вечерний отдых. Гости и жители столицы смогут узнать много необычного о Киеве и посетить лучшие достопримечательности.

Принятие Христианства на Руси

Киевская Русь дала рождение целой цивилизационной модели. Принятия Христианства стало поворотной точкой дальнейшей истории Киевской Руси, Руси Литовско-Киевской, Польско-Литовского Княжества, Московского царства. Статья одновременно и отвечает на вопрос "Сколько лет Киеву?"

Принятие Христианства — поворот истории Киевской Руси и всех последующих государств в которые Русь Киевская трансформировалась.

Несмотря на то, что народ древней Руси имел общих богов, это не могло их сплотить между собой, а тем более с другими государствами, так как количество богов было большое, различные поселения имели свои обряды и чтили своих идолов. Писатель Токарев в своей книге писал о том, что у древних славян существовала проблема разрозненности, так как они не были объединены ни экономически, ни политически. Вследствие того, что не было единых богов, обрядов, то даже язычество народов Руси не было общим. Конечно, это дало в итоге свои плоды. Первым, кто принял Христианство на Руси, была Ольга, которая являлась женой князя Игоря. Она понимала описанную выше проблему и хотела сплотить разрозненное государство. После этого поступка, со второй половины десятого века начинается тяжёлый процесс принятия Христианской веры народами Руси. Данный процесс некоторые историки называют борьбой двух религий – новой чуждой религии, пришедшей из Византии, и привычного для славян язычества. Для того чтобы полностью перейти от язычества к Христианству древней Руси пришлось пережить и бунты и гонения. Переход к чему-либо фундаментально новому и неизведанному, кардинально отличающемуся от привычной обыденной жизни, почти всегда в истории принимался очень болезненно. Это можно увидеть и в нашей жизни. Порой нам трудно изменить жизнь к лучшему, так как для этого придётся поменять обыденную жизнь, привычки. То же самое происходило и в древней Руси во второй половине 10 века.

С конца 10 по 16 век язычество стало постепенно приходить в упадок. Это время характеризуется междоусобицами, зависимостью от иноплеменников и иноземцев, двоеверьем и иноземным игом. С 17 века и до наших дней – полное угасание древней веры. На данный момент можно сказать, что язычество как религия полностью искоренилась из Украины, Белолрусии, России и стран Балтии оставив после себя некоторые обряды и традиции в культуре народа. Конечно, ещё можно найти староверов, но этих людей можно пересчитать по пальцам. Процесс становления Христианства на Руси закончился принятием Христианства как государственной религии.

Как же сейчас, более чем через десять веков люди относятся к Христианству? Как бы это банально не звучало, но если не копать глубоко, то существует два мнения на этот счёт. Одни говорят, что Христианство – это единственная правильная религия, другие утверждают, что это не так. Но и тех, и других можно разделить ещё на несколько ветвей. Для одних Христианство является путеводителем по жизни, а служение Богу – смыслом жизни. Для других, это всего лишь некая составляющая культуры, которая успокаивает душу и по этой религии хорошо и спокойно жить, ведь она даёт такие заповеди, как «не убей», «не кради» и т.д., которые являются основополагающими моральными принципами современного общества.
Однако, современня политическая ситуация доказывает, что Христианство все также остается инструментом манипулирования и создания двойных стандартов. Как в свое время христьяне западного мира шли войной и выжигали земли «ради миссии хрестового похода», так теперь охваченные религиозным фанатизмом некоторые жители Росийской Федерации стремятя захватить, поработить и установить на чужих землях свое видение и понимание мира, истории, справедливости.
Слепцы были, есть и будут. Но, повод ли это отречься от веры, сменить религию?

Что касается противников Христианства, то одни исповедуют другую религию, другие же называют себя атеистами и говорят, что Бога нет, что все создалось само собой из ничего в процессе эволюции и всем управляют физические законы.

Но я думаю, что чаша с теми, кто выступает «за» Христианство в данный момент пока перевешивает, другое дело, что для большинства это просто часть культуры. Те страны, в которых нет своей религии или в которых в настоящее время она не признается, разлагаются изнутри; моральные принципы и нормы человека там уходят на второй план. Любая религия несёт с собой какие-то законы и ограничения. Если человека перестать ограничивать во всем, то он, скорее всего, перестанет быть человеком, а превратится в биологическое существо, если конечно он сам себя не будет ограничивать, оставляя в приоритете над выгодой моральные и этические нормы.

Принятие Христианской веры на Руси сильно повлияло на дальнейшее развитие её истории и мировоззрении русского народа.

Глава 1. Принятие Христианства в Киевской Руси — причины

1.1. Потребность в новой религии на Руси

В наше время люди, поверхностно знающие историю Руси или незнающие её вовсе, не совсем корректно представляют себе переход от язычества к Христианской Руси, дескать, захотел Владимир, чтобы народ Руси исповедал Христианскую веру и так и случилось все только по его воле. Но, чтобы рассуждать об этом, необходимо учесть, в каком положении находилась Русь в то время. Конечно, не стоит недооценивать влияние исконно русского язычества на этот процесс.

Можно приводить множество прямых и косвенных причин принятия Христианства, но чаще всего выделяют две основные причины. Рассмотрим первую. Как мы знаем, к 9 веку образовалось Киевское государство. Произошло объединение восточных славян, как физическое, так и географическое, что вызвало более тесное их племенное взаимодействие. Произошло перемешивание различных культур, религиозных и материальных ценностей. В связи с этим начали появляться разногласия и разные точки зрения по культурным и религиозным вопросам, что вызывало трения между различными племенами.

Исходя из этого, появлялась объективная необходимость объединения государства Киевской Руси единой религией. Ну а так как большинство принимать новую религию не хотели, то решено было сделать все старым дедовским методом – была произведена попытка объединения силовым путём. Этим решил заняться Владимир, который на тот момент был князем киевским. Он попытался создать некий культ, который мог бы стать общегосударственным.

К моменту образования Киевской Руси само язычество по сути уже себя изжило, и поэтому необходима была совершенно новая религия, отличающаяся от язычества, признающая единого бога, которая бы смогла сплотить народ единого государства «Киевская Русь». Идеальным вариантом для становления религиозного единства, а также хорошо подходящей под сформировавшиеся феодальные отношения была такая религия, как Христианство. Оно довольно-таки хорошо сливалось с духовным, внутренним содержанием русского народа. Возникает вопрос, откуда русичи узнали о Христианстве, и почему всё-таки оно было выбрано в качестве официальной государственной религии?

С этим связана вторая причина принятия Христианской веры на Руси. Русь 10 века можно охарактеризовать, как молодое, но довольно быстро развивающееся государство. Такое быстрое развитие происходило по причине быстрого развития ремесла, в основном вследствие активной торговли. У Руси был очень хороший сосед. Она граничила с Византией, у которой за спиной было уже две тысячи лет истории и «опыта жизни». Конечно, даже не смотря на быстрые темпы развития, Византия опережала в развитии молодую Русь. Из Руси шли на экспорт такие товары как мех, зерно, другими словами в основном сырье. Византия же торговала предметами ремесла, такими как оружие, картины, книги, различные приспособления.

Но кроме материальных товаров, Русь черпала из Византии технологии, знания, научные открытия, идеи, культуру. Практически любой русский человек мечтал побывать в Константинополе. Побыв там, русский человек (житель Киевской а потом и Литовско-Кивеской Руси) восхищался красотой храмов, культурным достижениям. Поэтому глядя на Византию можно было понять важность религии с одним богом в развитии государства, важность идеологического единства людей одного государства.

Итак, именно эти две рассмотренные причины побудили Владимира выбрать именно Христианскую веру в качестве официальной государственной религии, которая так необходима была тогда Киевской Руси.

1.2. Зарождение Христианства

Представители Христианской религии, церковные пасторы и греческие правители, были заинтересованы, чтобы Христианство распространялось и влияло на мирскую жизнь, поэтому они стремились как можно больше людей обратить в свою веру. Поэтому пасторы в церквах беседовали со всеми, кто приходил и нуждался в этом, или с теми, кто приходил просто из любопытства, посмотреть на торжественные обряды незнакомой религии. И конечно, русские люди не стали исключением.

Так как на Руси ещё с древности было множество богов, то принятия новой религии, Христианства и верование в нового Бога переносились народом довольно спокойно. Таким образом, русские люди постепенно принимали новую религию. Но темпы самостоятельного перехода были настолько малы, что полный переход либо мог совсем не случиться, либо это могло затянуться многие столетия. Это не могло бы обеспечить дальнейший быстрый темп развития Киевской Руси. Но довольно значительный толчок к принятию на Руси Христианства дала княгиня Ольга, жена убитого древлянами Игоря, князя Киевского. Карамзин утверждает, что она имела представление о Христианской религии. Ольга уехала в Византию язычницей, а вернулась христианкой. Она привезла с собой богатые дары от императора.

Конечно, приняв Христианство в Константинополе, скрывать этого в Киеве Ольга не стала, да и это было бы невозможно. Она не могла смотреть на то, как её сын Святослав и весь народ русский исповедует язычество. Она принимала меры, чтобы уговорить сына принять Христианскую веру, но он был верен язычеству и старым обрядам. Но, не смотря на отказ Святослава принять новую религию, процесс принятия Христианской веры на Руси уже был запущен и оставалось только ждать его окончания. Это было связано с тем, что Христианская религия занимала видное положение на Руси, обращая на себя внимание со стороны древнего язычества. Началась борьба двух религий.

Древнее язычество по всем критериям уступало Христианству, но проблема была в том, что новая религия встретила большое сопротивление со стороны Святослава, который по своей натуре, наклонностям и по своей привязанности не мог отказаться от устоявшегося на Руси язычества.

Итак, можно сказать, что после крещения Ольги Христианство начало занимать видное положение на Руси, язычникам приходилось с ним считаться. Оно было альтернативой язычеству и могло сплотить русский народ, но для того, чтобы официально принять Христианство на Руси не хватало сильного человека, правителя, который бы смог сам принять и заставить за собой принять весь народ новую религию, не боясь неудач или насмешек. Таким человеком, сильной личностью и отличный властным правителем, стал Великий Князь Киевский Владимир, которого так же называют Равноапостольным.

Глава 2. Крещение Руси

2.1. Владимир — Христианин

Князь Киевский Владимир, сын Святослава, как и его отец не был приверженцем Христианства, наоборот он был истинным язычником и чтил это верование. Конечно, даже не смотря на всю преданность Владимира язычеству, он, как и Ольга понимал, что оно себя уже изжило и русскому народу требуется новая религия, которая смогла бы стать на место язычества и поспособствовать объединению народа. Однако это был очень трудный путь. Так как в 10 веке на Руси правило язычество, то народ так же исполнял часто различные древние языческие обряды, которые были связаны иногда даже с приношением человека в жертву. Так однажды случилось и самим Владимиром. Он решил отблагодарить идолов и поэтому согласился на сей жестокий обряд. В качестве жертвы был выбран сын одного христианина-варяга.

принятие Христианства на Руси
Христианство на Руси, краткая история и значение

Однако варяг не только не отдал сына на убиение, но и начал обличать идолопоклонников. После этих слов народ накинулся на варяга и растерзал и его самого и сына, предназначавшегося для жертвоприношения. При всем этом действии присутствовал и сам Владимир. Его поразила храбрость христианина, что он до смерти стоял на своём и был готов принять смерть за собственные убеждения. После этого события он решил заменить язычество на одну из религий соседних стран. Так появились предпосылки и принятие Христианства стало вопросом времени.

Об этой его мысли услышали многие иноземцы и от многих вер приходили представители, миссионеры с проповедями, чтобы Владимир послушал их и принял их веру. Среди них был так же и греческий проповедник, который так же, как тот варяг-христианин, произвёл на Владимира сильное впечатление. И после разговора с этим греческим миссионером, как говорит предание, Владимир созвал бояр и городских старцев и начал им пересказывать, что, дескать, приходили к нему проповедники из разных стран, и каждый хвалил свою веру и отвергал чужую. После всех пришли и Греки, которые тоже хвалили свою веру, отвергали другие верования, но при этом говорили хитро, грамотно, приятно их было слушать. Так же Владимиру приглянулось убеждение греческого проповедника о жизни на том свете. Если человек принял их веру, то он будет жить вечно в раю и не знать нужды, но если же выберет другую веру, то будет гореть в огне вечно. Магометанские проповедники так же говорили про тот свет, но Владимир не мог принять их веру. Для этого пришлось бы принять обрезание и отказать от вина и мяса, а русский человек постоянно пьёт и не может без этого быть русского человека, утверждал Владимир. Так же религиозные центры Магометов были достаточно сильно удалены от Руси, что так же повлияло на отказ от принятия их религии.

Христианство к тому времени уже было хорошо знакомо русским людям, так как они часто бывали в Константинополе, который поражал русичей своим величием религии и красотой. После возвращения из Константинополя русские люди видели, как Русь далеко отстаёт от него, и они начинали возвышать греческую религию и с презрением смотреть на бедное изжитое язычество. Естественно речи этих людей имели большую силу и авторитет, так как в основном в Константинополе были богатые знатные люди, которые часто были в разных странах и видели многое, но больше всего восхваляли греческую веру. Владимиру не нужно было посылать бояр в разные страны разведывать различные верования, так как любой варяг мог рассказать ему о лидерстве греческой веры над всеми остальными.

Собрав бояр и старцев, Владимир попросил у них помощи в выборе веры. Они ему предложили послать умных мужей в разные страны исследовать, какая из религий больше подходит русскому народу. В конце концов, выбор пал на всем уже известную греческую веру, которая особенно поразила послов пышностью проведения богослужений.

Итак, когда выбор был уже сделан, предстояло как-то крестить народ. И Владимир выбрал довольно необычный путь к крещению. Он решил, как бы это странно не звучало, завоевать для своей страны новую религию, связать себя с Византийской империей и забрать у неё священников и учёных богословов, которые могли бы учить народ христианской грамоте, а также забрать книги и все остальное, что необходимо для просвещения своего народа. Почему он так задумал решить данный вопрос? Дело в том, что Владимир боялся, что знатные цари и князья не захотят родниться религией с незнатным Князем варварской страны и тем более не захочет выходить за него замуж благородная царевна. Поэтому он решил все сделать силовым путём.

Итак, Владимир решил устроить военный поход на Корсунь. Это был хотя и не большой город, но зато он был довольно таки важным торговым пунктом. Принадлежал Корсунь Греческой империи и находился при Черном море. Город к слову был неплохо укреплён. С моря близко к нему было не подобраться, а с суши он имел хорошо укреплённые стены. Город имел довольно неплохое войско и торговый флот. Исходя из всего сказанного, этот город можно назвать неприступной крепостью. Но все же Владимира это не остановило, и он решил осадить город. Он подошёл к городу с сухопутного пути с небольшим войском (около 6000-8000 чел.) и стал его осаждать. Город долго не сдавался, жители запаслись всеми необходимыми запасами и возможно ждали помощи из столицы. Видя это, Владимир даже угрожал городу стоять даже более трёх лет, но из-за того, что у него не было осадочного и стенобитного орудия, он долго не мог перевести свои угрозы в действие. Простояв у стен города более шести месяцев, Владимир приказал сделать насыпь, по которой можно было бы взобраться на стены города, а потом и взять сам город. Но, к сожалению, этот план оказался неудачным. Жители города сделали подкоп под стенами города и выгребали внутрь ссыпаемую воинами землю. Владимир долго не мог понять причины, почему не получается достичь нужной высоты.

Наконец после девяти месяцев осады Владимиру улыбнулась удача. Один из осаждённых пустил в стан Владимира стрелу с запиской, не известно по каким побуждениям, в которой было написано, что позади Владимира есть трубы, по которым проведена вода в город, и если он их перекопает, то осаждаемый город лишиться воды. Прочитав это, Владимир сказал, что если все получится, то он сам здесь креститься. Вскоре трубы были найдены и выкопаны, и город, изнемогая от жажды, сдался. (При новейших раскопках вокруг Херсона данные трубы были действительно обнаружены).

После того, как город сдался, Владимир отправил в Константинополь послов, сказать, что если они не отдадут ему в жены царевну Анну, то он сделает с Царьградом то же, что он сделал с Корсунем. В ответ императоры прислали Владимиру письмо, в котором было сказано, что у христиан не принято выдавать жён за иноверцев, тем более язычников, поэтому для того чтобы получить невесту и Царствие Божие, ему необходимо креститься и сделаться единоверным с ними. В ответ на это письмо Владимир сказал, что уже давно знает греческую веру и хотел принять её, поэтому просил как можно скорее прислать к нему священников, чтобы ему креститься, а с ними и царевну Анну, которая долгое время не соглашалась выйти за него замуж. Но потом императоры уговорили её, говоря, что если она выйдет замуж за Владимира, то спасёт и приведёт к Христу великого царя и весь народ, а так же оградит греков от сильного врага, который причинял им много зла. После сих убеждений она согласилась выйти замуж за Киевского Князя. Её проводили на корабль и отправили в Херсонес, где её с радостью встретили местные жители и сопроводили в лучший из домов.

До этого в Херсонесе Владимир сильно заболел глазами и начал думать, что это языческие боги сердятся на него. Когда царевна приехала и узнала, что Владимир уже почти ничего не видит, сказала ему, что когда он креститься, то вскоре выздоровеет. Владимир сказал, что если сказанное царевной сбудется, то Христианский Бог действительно Велик, и потребовал, чтобы его скорей крестили. Во время крещения Владимир прозрел и воскликнул, что именно сейчас он увидел Истинного Бога. Многие из его дружины, видя такое чудо, тоже крестились вместе с Владимиром.

С этих пор исполнилось желание Владимира! Он крестился и с этого момента он все более возрастал духовно и понимал истинный смысл воли Бога и истинность Христианской веры. Он понял, что недаром его бабка Ольга тоже приняла крещение. Весь процесс крещения Руси был Божьим замыслом. Бог не хочет, чтобы кто из людей погибал в своих грехах, но Он хочет, чтобы человек обратился к Богу и покаялся. Это понимал и сам Владимир. Он видел руку Божию во всех его делах. Сначала он увидел Бога, когда растерзан был варяг-христианин, затем он увидел дела Божии при осаде Херсона, когда Бог чудесным образом дал ему взять этот город, а потом и прозрение, которое он получил при крещении. Бог является человеку через трудные ситуации, когда надежда человека угасает и помочь ему может только Бог.

Сам Владимир называл своё крещение милостью Божией ко всему русскому народу. После крещения Владимир вступил в брак с Анной. В знак благодарности за обряд крещение и отданную ему жену, Владимир отдал завоёванный Корсунь Грекам, а некоторые историки утверждают, что ещё и шесть тысяч человек войска в помощь подавления мятежа Варды Фоки. После крещения Владимир принял имя святого Василия. Также в знак благодарности Корсунянам он построил на месте насыпи церковь в честь святого Василия. Возвращаясь в Киев из Корсуни Владимир взял с собой присланных из Константинополя священников, иконы, кресты, сосуда, и грека Анастаса. Также он попросил, чтобы греческий патриарх прислал в Киев епископа для крещения всей Руси. Патриарх греческий ответил на просьбу Князя и прислал к нему епископа Михаила, назначив его митрополитом Руси.

По приезде своём в Киев, Владимир первым делом крестил всех своих сыновей и ближайших родственников, затем бояр и слуг. Затем во все ближайшие города он посылал священников и уже уверовавших людей говорить о Христе и распространять по Руси христианство. По Киеву же Князь Владимир ходил лично и объяснял народу всю ложность и нелепость языческих богов, склоняя народ к принятию христианства. Для пущей убедительности Владимир приказал рубить и истреблять всех идолов.

Он бил идолов палками, не для того, чтобы этим богам было больно, а для того, чтобы посрамить их перед народом, чтобы народ понял ничтожность и бессилие этих идолов. Я думаю, это ему удалось, хотя вероятно, что были люди, которые со слезами смотрели на все это зрелище, но эти слезы были последней данью язычества на Руси.

2.2. Принятие Христианства крещением Киевлян

Когда в Киев прибыл епископ Михаил и Владимир увидел, что народ уже достаточно подготовлен к крещению, он велел в назначенный день всему народу прийти к берегу Днепра. Глашатаи Князя ходили по всему городу и объявляли, что если кто-то завтра не придёт на реку, тот будет противником Владимиру. Весь народ с радостью пошёл на реку в указанное время, не противясь Княжескому слову. Если даже кто-то не понимал важности этого события, то рассуждали между собой, что князь и бояре не приняли бы крещения, если бы это было не на добро.

Утром Князь со священниками и епископом, а также народ прибыли на берег. Люди расселись по группам на берегу, а затем зашли по пояс в реку и те, кто уже крестился, показывали крещаемым, как и что делать, а священники стояли на берегу и читали молитвы. Родители держали детей на руках. Затем священники давали всем имена по группам. Таким образом, произошло поистине важное событие в истории России, которое изменило ход истории Великой Руси. По словам летописцев, крещение Руси произошло в 15 июля (1 августа) 988 году.

Особых препятствий против принятия Христианской веры на Руси не было со стороны народа. Жрецов, которые бы отстаивали интересы своих языческих богов и Русичей, не было, все обряды совершались старейшинами или главами семей. Поэтому, когда народ узнал, что царь и бояре приняли новую религию, они по их примеру так же перешли в новую веру.

Но не только с религиозной стороны не было противостояний, но с нравственной. Племена Полян были людьми тихими и спокойными и в новой религии, которая призывает к смирению, они видели схожие их нравам требования, поэтому ничего враждебного в Христианстве они не видели. Новгородские Славяне, которые часто общались с иноплеменниками, старались подражать варягам, которые, как известно в большинстве своём были Христианами и постепенно сами несли Христианство на Русь. Что касается Северян, Древлян и других славянских племён, то они очень рано подчинились Князьям Русским, потом смешались с Новгородцами и Полянами и не могли оказать сопротивления приезжавшим к ним миссионерам в принятии Христианства.

Вообще хорошо изучать истрию Христианства на Руси в контексте истрии развития государственности Киевская Русь. 

Ещё можно отметить, что после крещения Руси в свет выходили Княжеские указы и законодательные документы, которые давали поддержку новой церкви. Один из приказов был о десятине. Этот закон говорил, что каждый человек должен от всего, что имеет отдавать в церковь десятую часть. Это поддерживало развитие церкви и её существование. Так же необходимо было строить места, куда люди могли бы ходить молиться и прославлять Бога, храмы Божии. Этим и занялся Владимир.

Что касается первых священнослужителей, то, как говорят историки, епископы и митрополит были присланы из Царя-Града; в Киеве и раньше были Христиане, а значит, были церкви и служители, а также Владимир взял с собой в Киев из Корсуня священников. Так же были присланы священники из Болгарии, которые бы могли учить народ на известном и понятном для них языке.

Летописец утверждает, что до того, как Владимир принял крещение, он был наставлен епископом Херсонским по символу Никео-Цареградскому. Когда же он уже крестил, ему более подробно был преподан другой символ – символ Михаила Синкелла (около 835 года). Этот символ содержит в себе основные догматы православной церкви. Так и началось принятие Христианства на Руси.

Заключение

Итак, подведём итог долгого процесса. Принятие Христианства в Киеве сиграло важнейшую роль в судьбе разных народов и стран. Все началось с княгини Ольги, которая крестилась сама, но встретила сопротивление от своего сына Святослава, который боялся насмешек со стороны дружины и ближнего окружения. Куда более решительным оказался его сын Владимир, который «завоевал» Христианскую веру, крестился сам, а затем крестил весь русский народ за собой. Великий Киевский Князь Владимир внёс очень большой вклад в развитии русского народа. Из варварских поселений он превратил его в быстро развивающееся культурное государство с единой религией. К Руси стали относится совсем по-другому. Так же нужно вспомнить Анну, которая согласилась выйти замуж за русского Князя и привела к Богу и его самого и весь народ. Теперь у русских людей был один Истинный и Живой Бог, которому они молились и поклонялись.

Христианство самая моральная и гуманная религия дала духовный, моральный и нравственный рост народу Киевскорй Руси. П последствии, от этого народа отделилась часть элиты и создала Москосию. Млсковская государственность, иначально протипоставлявшая себя Кивеской, развивалась на восток захватывая новые и новые земли и интегрируя народы малые и большие, нородности, этносы. Захват територий сопровождался и «русификациеей» которая включала в себя и насаждение единой религии – христианства.

В настоящее время именно основные догмы закона Христианского используются в организациях по защите прав людей (ООН, ЮНЕСКО). Практически все страны мира в своей конституции и других законодательных актах используют законы из Библии, которые гласят: не убей, не укради, не лжесвидетельствуй и т.д. Одним из главных аспектов принятия Христианства является убеждение о жизни после смерти. То есть зависимость от того, как ты прожил жизнь на земле, такая участь ждёт тебя и в том ином мире. В Христианской религии говорится о двух местах, куда попадёт человек после смерти: ад или рай. Если человек прожил свою жизнь достойно на этой земле, то он попадает в рай, а если он вёл распутную жизнь на этой земле, то он попадает в ад, где, как написано в Библии «…плач и скрежет зубов». К сожалению, многие люди думают, что если они будут довольно хорошо вести себя на земле и ходить ставить свечку по праздникам в храм, то они попадут в рай. Библия указывает на то, что чтобы наследовать Вечную жизнь с Богом (то есть простыми словами попасть в рай), человеку необходимо уверовать в Сына Божия Иисуса Христа, признать Его приход на эту землю, и что лишь Его крестный подвиг может спасти человека от гибели и мучений в вечном аду. Философ Августин Блаженный сказал: «Люби Бога и делай, что хочешь». То есть, если человек действительно любит Бога и не хочет делать Ему больно, то у него не будет желания грешить. Если мы любим своих родителей, то мы не хотим их ослушиваться, чтобы не сделать им больно. Так же и здесь.

Итак, мы немного отошли от темы. Христианство пробуждает в людях человеколюбие, любовь к ближнему, сплочённость и единство, а также даёт человеку надежду на Иисуса, надежду на райскую жизнь после смерти. В истории русского народа и его разветвлений – литовский народ, польский, белорусский, украинский и росийский (включающий  в себя изначально чужие русскому человеку этносы, бурятов, калмыков, кавказцев и тд) было много трудностей, но вера играла и продолжает играть важнейшую роли в мировозрении всех перечисленных народов.

Даже в период Второй Мировой войны, когда в результате игрищь кроваывх диктаторов и безбожников, народы могли подойти к последней черте своего сущетсвования (чего только стоят потери белорусского и украинского народов в той бойне), вера помогала пройти адские испытания.

Христианская вера помогала, давала веру и надежду богатому и бедному, рабу и свободному, что ему поможет Бог, который является Заступником и Благодетелем. И вера эта помогала ему жить. Дай Бог, чтобы народ России прозрел от тумана идеологии и агрессии!

На сегодня Киев это духовная столица Восточной Европы с множеством поломников и удивительными древними храмами.