На сайте вы найдете полезную и интересную информацию о городе Киев, большой выбор ресторанов, музеев, новостроек и интересных мест где провести вечерний отдых. Гости и жители столицы смогут узнать много необычного о Киеве и посетить лучшие достопримечательности.

Обзор на фильм Донбасс — новое украинское кино

Фильм Донбасс - это гипербола и коллаж из историй, одно только печально, что истории то весьма близки к настоящим

В мае 2018-го на Международном Каннском кинофестивале в рубрике «Особый взгляд» представили новое украинское кино — фильм Донбасс Сергея Лозницы. Среди кинокритиков картина получила однозначно положительную оценку, награждена премией за лучшую режиссерскую работу. Заявленный автором жанр — трагикомедия.

«Донбасс»: особый взгляд режиссера

 

Общее видение картины

Нас приучили смотреть кинофильмы про войну в одном ключе: с одной стороны, враг — злой, сильный, коварный. С другой — создается собирательный кинообраз народа-победителя или героя-одиночки, который стремится, во что бы то ни стало, одержать победу. На этом противостоянии строится сюжет большинства военных фильмов, боевиков.

Но «Донбасс» показывает зрителю ту сторону войны, о которой не принято говорить. Что стоит за боевыми действиями, какие и чьи интересы скрываются? Как к воюющим сторонам относится мирное население, как ему живется в условиях войны, с кем оно, за кого? И еще: может ли в условиях современной войны быть победитель?

Что со сценарием? — Его нет! Фильм Донбасс это постановка реальных историй

В новом фильме сценарий как таковой отсутствует. Есть 14 сюжетных линий, которые режиссер создал на основе любительских роликов, щедро «залитых» в интернет очевидцами в 2014-2015 гг. Все действия происходят в небольших городках Донбасса прифронтовой зоны. Что мы увидим на экране:

  • технологию создания фейковых новостей. Артистическая массовка готовится к съемкам фейк-ньюс об обстрелах ВСУ мирного квартала;
  • попытка защиты журналисткой своей профессиональной чести во время депутатской сессии. На голову городского головы вылито ведро грязи;
  • «клоунаду» от местного деятеля о сокрытии гуманитарных продуктов и лекарств главврачом роддома. Зрителями выступают сотрудники учреждения, цель спектакля — посадить на должность своего человека. В следующем кадре этот же деятель перевозит незадачливого главврача на подконтрольную сторону за деньги, естественно;
  • пассажирский автобус, передвигающийся между позициями противоборствующих сторон. Обычные люди, ведут будничные разговоры: что с жильем, разбомбили или нет. На блокпосту заходит вояка без опознавательных знаков, что-то высматривает в уставших лицах пассажиров, пытается шутить. В конце концов выпрашивает у бабушки сала — так хочется домашней еды;
  • на следующем блокпосту из этого же автобуса бандитка выводит мужчин молодых и старых на досмотр. Проводит «политзанятие» о необходимости защиты «больной» Родины-матери, щедро приправляя свои слова отборным матом;
  • в следующем кадре — встреча иностранного корреспондента на блокпосту с «солдатами Новороссии». Пьяные лица, мутные глаза, отборная нецензурная лексика, но пропускают. Далее немецкий журналист встречает очередную группу «защитников», подчищающей разбитый магазин. Попытка найти командира отряда и взять интервью у «героя» терпит крах — над журналистской наивностью просто глумятся. В конце сюжета всех накрывает взрывной волной от минометного обстрела;
  • маленький донбасский городок у линии фронта. Оставшиеся жители скрываются в бомбоубежище. В помещениях темно, сыро, на стенах — грибок. Оборудованы двухъярусные кровати, света и воды нет, не работает туалет. Но здесь который месяц живут старики, женщины, дети. В этот подвал приезжает красивая, хорошо одетая женщина, привезла продукты для своей матери. Зритель понимает, что эта дамочка уже «встроилась» в новую жизнь. Попытка забрать мать к себе успехом не увенчалась, мать игнорирует уговоры дочери, на что та разражается запредельным матом;
  • кабинет «мордатого руководителя». Приехали ходоки из Крыма, глава делегации косноязычно объясняет цель своего визита — привезли святые мощи Чурилы Пленковича. Начальник слушает невнимательно и также косноязычно отвечает, делегация уходит в недоумении. Но тут звонок на телефон «мордатого», и из разговора понимаем, что перед нами «схемщик» гоняющий под прикрытием войны контрабандный уголь;
  • воспитательный момент «отцов-командиров» о мародерстве и анархии. Уличенного мародера прогоняют сквозь строй и избивают палками;
  • мелкий предприниматель пришел в городскую управу за джипом, который «новая власть» хочет вернуть хозяину. Вместо этого под угрозой расправы его вынуждают написать доверенность на управление автомобилем. За отказ ставят «на счетчик», а чтобы не сбежал — отводят в соседний кабинет, где уже находятся такие же несчастные;
  • военнопленного добровольца выводят на городскую площадь и ставят к позорному столбу. Общение с местным населением превращается в расправу толпы;
  • свадьба «защитников Новороссии» — карикатурный жених с такой же невестой, по кличке Гюрза. Свадебная церемония постоянно перебивается неуместным хохотом, репликами, грязными намеками. В конце церемонии «боевые товарищи» отъезжают немного пострелять по чьей-то просьбе;
  • блокпост ВСУ обстреливают из «Градов». Под обстрел попадают автомобили мирных жителей и рейсовый автобус. Много убитых, автобус изрешечен осколками. «Грады» ночью передвигаются с позиций, машину сопровождения расстреливают люди в военной форме без знаков различий;
  • снова массовка, готовящаяся к съемкам новых фейк-ньюс. Заходит боец, всех актеров и персонал расстреливает в упор. Через некоторое время в трейлер забегает человек, что-то оттуда выносит, очевидно мародер. Приезжает милиция, скорая помощь. Идут очередные съемки и женщина-очевидец за кадром что-то рассказывает. Съемки не получаются и она еще раз повторяет свои слова.
Фильм Донбасс
Фильм Донбасс. Нужно смотреть

Фильм Донбасс — это сбор историй, фактически задокументированных в формате видео. Собирая информацию не только из официальных новостей сторон конфликта, режиссер создает фильм про войну, так, как ее видят жители оккупированной территории. Фильм Донбасс не имеет положительных героев, возможно, кроме корреспондентов. В ней есть вызывающие жалость люди — пассажиры автобуса, молодой человек, которого «воспитывает» бандерша, старики и дети из бомбоубежища, потерявшаяся бабушка на остановке.

О режиссере

Сергей Лозница больше известен как режиссер-документалист. Фильмы последних лет: «Майдан» — о событиях 2014 года, «День Победы» — празднование в Трептов-парке Берлина, «Процесс» — фильм о судебном процессе 1930-го года над вредителями. Режиссер нигде не навязывает своего видения, предоставляя зрителю самостоятельно делать выводы.

Может поэтому его так впечатлили любительские съемки неизвестных свидетелей донбасских событий. Во время просмотра у зрителя создается впечатление присутствия в кадре. Кино про Донбасс — четвертый художественный фильм в творчестве режиссера и, похоже, это заметное явление в украинском кинематографе.

Режиссер очень хорошо воссоздал антураж донбасской глубинки — панельные и блочные малоэтажки, дома культуры, построенные в эпоху расцвета социализма и выкрашенные в аляповатые цвета, узкие и разбитые дороги. В кадр попадают силуэты шахтных терриконов, каких-то предприятий, труб электростанций, дорабатывающих свой последний век. Всюду — серая унылость, безысходность, грязь.

Играют роли

В фильме снимались известные российские и украинские актеры, а в массовых сценах — актеры-непрофессионалы, в том числе переселенцы с Донбасса. Представим наиболее ярких персонажей и их исполнителей.

Тамара Яценко (продавщица, «пухлая женщина»), известная актриса театра и кино, работающая, преимущественно, в комедийном амплуа. Актриса замечательно передала характер своей героини, создан образ простой и грубоватой продавщички, безвкусно одетой, глубоко несчастной.

Борис Каморзин, которого мы помним по фильму «Ликвидация», достоверно создал образ местного дельца, Михалыча, прыткого, увертливо-скользкого «решалы», оказывающего услуги конфликтующим сторонам за деньги. У него уже прочные связи во «властях Новороссии», он уверенно чувствует себя и на украинской территории.

Сергей Русскин («Чапай») Георгий Делиев («Батяня») правдивы в роли отцов-командиров «ряженых», эдаких залихватских, вечно полупьяных, которые продолжают жить прошлыми победами отцов и дедов. Достоверно передают лексикон, интонацию подобных типов.

Сергей Колесов («мордатый начальник») — убедителен в роли местного «князька», за приличной внешностью которого скрывается полукриминальное прошлое.

Актерский состав достоверно воссоздает сцены общего плана — людей в автобусе, жителей бомбоубежища, «ряженых» вояк, свадьбы ополченцев.

Фильм Донбасс — послевкусие

Фильм про Донбасс Лозницы — качественное украинское кино, рассказывает не только о жизни на неподконтрольных территориях. Картина ненавязчиво дает понимание, что Донбасс — это проблема, которая складывалась годами: жизнь «по понятиям», пренебрежение законом, милиция и суды на службе у местных воротил. И даже если закончится война, а она закончится, эту проблему придется решать. В фильме нет героя-победителя, а вояки-«ряженные» — это не столько враги, а скорее, заблудшие души.

Украинский зритель традиционно прохладно отнесся к отечественному кинопродукту, увидев в нем только пропаганду. Возможно общетсву до сих пор трудно осознать, что там на Востоке война. Возможно общетсво болеет ескапизмом и «убегает» от правды в развлекательное видео на YouTube.

Обзоры других украинских фильмов тут

При этом, если разобраться, то видно, что фильм Донбасс не несет особых пропагандистских идей. Такое кино надо смотреть и думать.