На сайте вы найдете полезную и интересную информацию о городе Киев, большой выбор ресторанов, музеев, новостроек и интересных мест где провести вечерний отдых. Гости и жители столицы смогут узнать много необычного о Киеве и посетить лучшие достопримечательности.

Военная драма фильм ЧЕРКАССЫ: новейший украинский кинематограф

Украинский кинематограф: непредвзято и без политики

Давайте без промывания мозгов — фильм ЧЕРКАССЫ украинского производства заслуживает внимания.

Начиная с конца 80х и до недавнего времени украинский кинематограф был попросту в анабиозе. Мощнейшие коностудии — Одесская и Киевская им. Довженко не производили почти ничего, что можно было б назвать фильмом. При этом искушенные зрители постсоветского пространства помнят десятки сильнейшие картины произведенные на базе украинских киностудий:В поисках капитана Гранта, Зеленый фургон, Десять нигретят, Дволе под одним зонтом (Одесская киностудия) и Земля, Аты-баты шли солдаты.., Пропавшая грамата, Афганец и конечно же В бой идут одгни «старики» (Киевская киностудия им. Довженка).

В Одессе много работал Станислав Говорухин и Владимир Высоцкий, а на Киевской студии творили такие метры сам Александр Довженко и Иван Мыколайчук.  Отдельной страницей в историю  украинского советского кинематографа вписан великий Леонид Быков — суперзвезда советского кино и изгой советской системы. 

После пустоты девяностых и двухтысячных, когда украинский зритель видел лишь росийский продукт (сериалы про мелицию и фильмы про бандитов), кризис во взаимоотношениях с Россией, закрытие границ для некоторых актеров соседнего государства и, конечно же, огромны запрос на патриотическое кино, с недавниъх пор украинский кинематограф не просто ожил, но и рванул вверх. Что снимают в Украине сегодня, и что посмотреть стоит — далее.

Итак, начнем нашу серию обзоров с картины «Черкассы»: военная драма языком кинематографии

В череде кинолент, снятых в Украине за последние 6 лет, выделяется фильм-драма «Черкассы». Впервые представлен в июле 2019 года на Одесском международном кинофестивале. В широкий прокат украинский фильм вышел в феврале 2020 года.

Сценарий

В основе кинофильма — реальные события марта 2014-го в заливе Донузлав, где российская сторона заблокировала 13 кораблей ВМС Украины, чтобы не допустить выход украинского флота в Одессу. Блокада закончилась 26 марта 2014 года установлением контроля над последним украинским судном — минным тральщиком «Черкассы». Когда командир судна, капитан 3-го ранга Юрий Федаш сходил на сушу, над судном еще развевался флаг Украины.

Сценарий создали Robert Kwilman и Тимур Ященко, он же — режиссер фильма; продюсеры – Марта Лотиш, Ирина Клименко. Кстати, о сценаристе Квильмане какая-либо информация отсутствует, возможно, это творческий псевдоним.

Фильм Черкассы. Новейшее украинское кино
Фильм Черкассы. Новейшее украинское кино

Что видим на экране: визуальный ряд

Кинолента охватывает период с лета 2013-го по март 2014-года. Двое деревенских парней, Мишка и Лев, по разным причинам попадают служить на корабль «Черкассы», где их застает Майдан и последовавшие за ним события. Перед зрителем последовательно сменяются сцены:

  • деревенской жизни парней;
  • прибытия на тральщик и военного быта команды, отношений с товарищами по службе;
  • принятия присяги Львом;
  • блокады корабля и безуспешные попытки вывести судно в открытое море;
  • остановка тральщика по решению командиров, защита машинного отделения Лёвой и его избиение;
  • захвата судна российским спецназом;
  • возвращения Мишки домой как героя и его решение продолжить службу.

Чтобы обрисовать довоенное состояние отечественного флота, авторами включено несколько сцен. Спортивные состязания с российскими моряками, где противник не демонизирован, но показано его покровительственное отношение к «младшим братьям». Совместные украино-болгарские учения, в которых украинская команда «проигрывает даже болгарам».

Фильм Черкассы. Новейшее украинское кино
Фильм Черкассы. Новейшее украинское кино

Новый фильм достаточно жесток к зрителю в изображении быта и взаимоотношений между сослуживцами, что повергает в некоторый шок. Возможно, авторы хотели показать довоенную разруху на флоте, и в каких сложных условиях командир корабля принимал решения. Но внеуставные отношения, самовольная отлучка служащих, неудовлетворительное обеспечение требовали жесткой реакции со стороны командования судна в любых ситуациях.

Режиссерская проработка

Это не фильм про войну, а предшествующий ей драматический период. По сюжету чувствуется, что лента задумывалась зрелищной, сцены должны динамично сменяться на экране. За полтора часа экранного времени планировалось показать прошлую жизнь героев, их моральный и духовный рост.

Кульминация киноленты — отсутствие приказа генштаба о дальнейших действиях, принятие командным составом решения о сдаче судна. Чтобы избежать обвинений в дезертирстве, командиры решают вывести из строя рулевое отделение, на защиту которого встает Лев. Сцены принятия решения комсоставом, избиения Льва, по сути, очень трагичны. Но режиссер слабо доносит трагизм ситуации до зрителя.Фильм ЧЕРКАССЫ показывает трагизм конфронтации внутреннего патриотизма и слабости системы. 

Не обошлось и без «штампов» в режиссерской работе. Перед сдачей противнику, команда тральщика забаррикадировалась в трюме, и поет грустную украинскую песню. Режиссер, возможно, стремился показать патриотизм и сплоченность коллектива. Но при этом надо понимать, что рядом сидит главный герой.

Ощутимую помощь авторскому коллективу могли бы оказать консультации военных специалистов. Тем более в картине показаны события недалекого прошлого, а опыт армейской службы у актеров, скорей всего, отсутствует. Но в титрах в качестве консультанта обозначен только Ю. Федаш.

Некоторые моменты в картине вызывают у зрителя досаду и закономерные вопросы. Так, в первых кадрах Мишка и его друг обсуждают Илону, деревенскую девушку, которая «умеет много» и вся деревня об этом знает. Зачем опускать персонаж до уровня деревенского сплетника?

Или другая сцена: Лев после смерти матери убивает корову и в окровавленной футболке приходит к другу, чтобы вместе отправиться на службу. Это действие добавило что-то герою? Непонятно, куда девается Лев после избиения своими же товарищами.

Почему о героической истории тральщика, уничтожившего корабль противника, старшина рассказывает младшему по званию в стрип-баре? Не было другого места для патриотического воспитания? Такие недоработки привели к сумбуру на экране и малопонятной суете. И только реплики мало-мальски разъясняют происходящее.Фильм ЧЕРКАССЫ конечно же и собрал ряд недостатков начинающей коноиндустрии.

Фильм Черкассы. Новейшее украинское кино
Фильм Черкассы. Новейшее украинское кино

Актерский состав

Фильм ЧЕРКАССЫ вовлек в проект на главные роли достаточно узнаваемых исполнителей. Евгений Ламах (Мишка) и Роман Семисал (капитан корабля) работают на театральной сцене, активно снимаются с 2014 года, их фильмография насчитывает более 10 проектов. Дмитрий Сова (Лев) — актер весьма опытный, снимается с 2004 года и участвовал более чем в 100 картинах, в том числе за рубежом.

По замыслу авторов, центральные персонажи — простые ребята, из крестьянских семей. Мишка — немного неприкаянный, гуляка и любитель алкоголя, проблема для родителей. Отец, чтобы исправить недостатки воспитания, настоятельно хочет отправить его на военную службу.

В отличие от друга, Лев — работящий, рассудительный, но из-за своей флегматичности кажется немного странноватым. На морскую службу решается за компанию с товарищем. Изначально режиссером были заданы образы Мишки-«шнурка» и Льва-флегматика. Но логика изложенных событий требует, чтобы характеры героев развивались.

На протяжении картины видим, как Мишка попадает в двусмысленные ситуации: это и самоволка, и избиение друга по внеуставному приказу старшины. Только в конце актеру удалось показать моральный рост героя. Он переосмыслил происходившее, в его лице появляется твердость, мужественность и какая-то старческая мудрость.

Роль Льва в исполнении Д. Совы получилась размытой, невыразительной, такого себе «мальчика для битья», который не смог найти общего языка с сослуживцами и командирами. Даже сцена «оморячивания» и присяги сыграна артистом тускло, невнятно, формально. Только музыкальный ряд помогает понять важность момента для персонажа. Актер не смог донести до сознания зрителя, что его Лев надежный, с незаурядным волевым «стержнем».

Командир тральщика в исполнении Р. Семисала впечатляет хорошими внешними данными: мужественное, волевое лицо капитана, воспитателя и наставника команды. И вместе с тем, в кульминационных кадрах он почему-то отсутствует или теряется на фоне команды.

Вызывает большой вопрос подбор актеров третьего плана, сыгравших матросов. Смотрятся неплохо, если играют сцену небольшой численностью. Но крупные планы неудачные — артисты разного роста и комплекции, которая выдает отсутствие спортивной подготовки; форма выглядит на них иногда нелепо. Общее впечатление — группа ПТУшников.

Фильм ЧЕРКАССЫ это крутая работа оператора

К достоинствам фильма, на наш взгляд, стоит отнести операторскую работу. Большинство съемок — натурные. Впечатляет безбрежность моря, мощь корабля, натуральность кадров военной блокады, дрейфа, попыток прорыва, борьбы с «отрядами самообороны» Крыма. Заслуживают внимания съемки моря, тральщика на рейде, выполненные с беспилотника. Технически такое сделать было сложно, но у авторов получилось и это поднимает украинское кино в глазах зрителя на новый уровень. Компьютерная графика замечена только в заставках.

Есть некоторые недостатки в выстраивании кадра — нередко герои становятся к камере спиной, загораживая общую картину. В натурных или батальных съемках на боевом судне это можно объяснить малым пространством. Но, когда герой возвращается домой, и на протяжении почти двух минут мы видим актеров со спины — это недоработка.

Фильм ЧЕРКАССЫ. Послевкусие

Новое украинское кино — «цепляющее за живое», раскрывает одну из трагических страниц в истории Украины. В картине отсутствуют образы бесстрашных и безупречных героев — показана будничная работа защитников родины. И вместе с тем, остается какая-то неудовлетворенность увиденным, появляется желание логического завершения характеров.

Происходящие на экране события без знания исторической подоплеки понять сложно. Но может быть это и правильно: посмотреть фильм, чтобы затем ознакомиться с документальными источниками.

Фильм Черкассы. Новейшее украинское кино
Фильм Черкассы. Новейшее украинское кино

Фильм ЧЕРКАССЫ — кинематографический памятник отваге украинских моряков.